search

Учиться, учиться и учиться

28.11.2023

Учиться, учиться и учиться
Николай Володин
Ирина Лебедева
Это только обывателю, далёкому от клининга, кажется, что уборка  – не проблема, дома же убираемся каждый день и никаких курсов не проходим. А вот заказчик, который дозрел до необходимости привлечения специалистов, по большей части уже понимает, чем клининг отличается от мамы/жены, убирающей  своё жильё. Чем грамотнее заказчик, тем он более требователен. Пока ещё он требует просто подготовленный персонал, пусть даже обученный самой клининговой компанией (КК). Пока. И это несмотря на то, что с 2017 года существует ГОСТ Р 57582 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. «Система оценки качества организаций профессиональной уборки”. Он тоже знает, что единой системы обучения у нас ещё нет. Но уровень знаний, необходимых для качественной уборки, растёт пропорционально совершенствованию IT-технологий, профессионального инвентаря, техники и детергентов. Всё более разнообразными становятся и применяемые стройматериалы. КК должна сначала получить полную и достоверную информацию о типах поверхностей, подлежащих уборке, и, исходя из этого, подобрать необходимые технологические процессы и инструментарий. Значит, работники КК всех уровней должны обладать обширными и разнообразными знаниями в области материаловедения, техники, химии и много чего ещё. А где бы эти знания получить?
В сентябре этого года Рабочая группа при Комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потреблении НП «ОПОРА РОССИИ» провела предварительный анализ действующих в разных регионах в настоящее время государственных и частных учебных организаций (школ, колледжей, курсов, учебных центров, ИП), где можно получить знания в области клининга. В настоящее время выявлено около ста таких организаций.
Попробуем разобраться в этой информации. Прежде всего, проблему нужно разделить на две различные составляющие.
Первая касается легальности этих учебных заведений (УЗ) с точки зрения права выдачи по окончании обучения  документов об образовании, соответствующих требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для этого сегодня необходимо иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности (Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Все лица получившие образование в лицензированных УЗ вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" – ФИС «ФРДО» (Постановление правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 825).
Имеющие образовательную лицензию и регистрацию в ФРДО УЗ, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Ставрополе, Волгограде, Саратове и Смоленске.
УЦ без права выдачи документов установленного образца есть в Крыму, Сочи, Тюмени, Барнауле, Набережных Челнах, Уфе, Краснодаре, Ставрополе, Самаре, Иркутске и Екатеринбурге. Как видим, в Зауралье найти УЗ довольно проблематично. Однако ряд УЗ осуществляют свою деятельность в формате онлайн (заочное образование и обучение) на всей территории РФ.
Отсутствие лицензии отнюдь не значит, что в этих УЗ предлагают некачественное обучение. Некоторые Центры существуют давно, кто-то самостоятельно, кто-то при компании-поставщике. Они работают по своим собственным программам, зачастую сочетая действительно неплохие знания с рекламой своей продукции или услуг.
Отдельно нужно обозначить школы и колледжи по подготовке рабочих специальностей. Такие УЗ есть не только в Москве и Санкт-Петербурге. Некоторые являются участниками Абилимпикса – Национального конкурса в рамках Международного некоммерческого движения по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
N.B. Колледжи для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают также здоровых граждан. Что касается дальнейшего трудоустройства выпускников по специальности «клининг», то нужно иметь в виду, что для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Для остальных привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Их ежегодный отпуск должен составлять не менее 30 календарных дней.
Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно отчитываться о занятости инвалидов в ЦЗН (п. 2, 3 ст. 25 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1, п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 30.12.2021 № 2576).
А теперь поговорим о наполнении процесса, а именно, о программах обучения.
Если по рабочим специальностям программы более или менее единообразны, то что касается менеджмента и руководителей, то тут выбор «от забора до заката». Есть семинары продолжительностью от 1 до 5дней, а есть курсы до 600 академических часов. Выбирай на вкус. Кто-то специализируется на организационных вопросах: маркетинг, налоги, работа с кадрами, разработка технологических карт, работа с заказчиком, особенности договоров, ИТ-технологии и проч., а кто-то концентрируется на практических проблемах: материаловедение, особенности работы на различных поверхностях, оптимальный выбор инвентаря, техники, химии.
Очень модным стало дистанционное обучение. Оно позволяет охватить те удалённые уголки нашей страны, где своих специалистов нет, а нужда в знаниях – есть. Однако нужно отметить, что не все знания можно передать он-лайн. Этот метод хорош для лекций и демонстраций, но там, где необходимо формирование навыков, без инструктора, контролирующего работу руками, не обойтись.
Так в чём вопрос? УЗ немало и они, согласно законам рынка,  будут появляться и дальше по мере необходимости. Руководители и менеджеры могут выбрать то, что им необходимо и не отвлекаться на темы, которые, как они считают, они и так хорошо знают. Правда, не во всех регионах можно найти нужных специалистов по интересующей теме, но и здесь есть подвижки. Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Есть когорта преподавателей, которые организуют выездные курсы. Так зачем снова и снова поднимать вопрос об образовании в клининге?
Допустим, нужен инженер-строитель. Работодателю не важно, в каком городе и в каком ВУЗе учился соискатель: он обладает определённым набором знаний, позволяющим выполнять работу по специальности. А в клининге? Кто-то учился на менеджера (до сих пор не могу понять, что это за профессия такая), кто-то инженер- технолог, или инженер-механик, а кто-то химик-технолог… В клининге, чтобы быть хорошим специалистом, нужно обладать очень широким кругозором. Именно поэтому так разнится направленность существующих УЗ. С миру по нитке называется. Однако неизбежное дальнейшее развитие клининга диктует необходимость единообразия в образовании. Процесс идёт.
Бюрократический механизм тяжёл, неповоротлив и медлителен и требует определённой последовательности шагов. Итак,
Шаг 1. Для начала были разработаны и утверждены в Министерстве труда и занятости профессиональные стандарты «Специалист по профессиональной уборке» и «Работник профессиональной уборки». (Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 27 апреля 2023 г № 407н Профстандарт «Специалист по профессиональной уборке» отменен с 1 сентября 2023 года, а его положения неожиданно вошли в Профессиональный стандарт ЖКХ «Специалист логистического планирования и контроля механизированной уборки городских территорий и территорий объектов недвижимости»).
Профессиональные стандарты являются базовыми нормативными документами для формирования Федеральных образовательных стандартов (ФГОС), которые должны регулировать профессиональную подготовку кадров для отрасли в средних и высших учебных заведениях.
Шаг 2. В Минобрнауки утверждёны рабочие профессии по клинингу:
3121. Горничная 11695 1 – 2
3144. Мастер-оператор специальных работ по уборке и уходу за поверхностями
3156. Оператор профессиональной механизированной уборки
3179. Рабочий по профессиональной ручной уборке
3218. Дезинфектор 11806 - 2 - 3
3396. Рабочий по очистке поверхностей зданий и сооружений - 2 - 3
3449. Стеклопротирщик 18858 1 – 2
3460. Рабочий профессиональной уборки
3874. Пескоструйщик 16540 3 - 4
3891. Работник по архитектурной обработке камня
3894. Рабочий по комплексной уборке в жилищной сфере
3895. Рабочий по комплексной уборке объектов похоронного значения
3896. Рабочий по благоустройству и озеленению территорий и объектов
Цифрами в конце наименования профессии обозначены «Квалификационный разряд, класс, категория».
Уже не важно, сколько времени потребовалось на эти первые шаги. Они сделаны. Теперь на повестке дня:
Шаг 3: разработка и утверждение Федеральных образовательных стандартов (ФГОС)
Шаг 4: разработка основных образовательных программ по утверждённым ФГОС; составление учебников и методических пособий; подготовка преподавательского корпуса.
По самым скромным предварительным расчётам на это уйдёт от 3 до 5 лет. Но движение в этом направлении всё же идёт: в Комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления НП ОПОРА РОССИИ была создана Рабочая группа, которая разработала примерную учебную программу для менеджеров объектов. Программа состоит из нескольких модулей, в которых прописаны базовые вещи и на основании которой УЦ могут сами разрабатывать свои внутренние программы, учитывая свою специфику, тематику преподавания и необходимое наполнение. Эта программа создана пока только для дополнительного профессионального образования (ДПО). Впереди совместно с госорганами работа по созданию системы подготовки кадров для отрасли в рамках среднего профессионального образования – СПО (для линейного персонала и менеджмента, уровень квалификации со 2 по 5) и высшего образования – ВО (для технологов и руководителей, уровень квалификации 6 и выше).
N.B. НП ОПОРА РОССИИ имеет лицензию на образовательную деятельность.
Сейчас перед Рабочей группой стоит ещё и задача по организации общественной аккредитации в НП ОПОРА РОССИИ уже действующих учебных центров для проведения обучения по разработанным и аккредитованным программам с последующей выдачей выпускникам документов единого образца.
!

Учиться, учиться и учиться
Николай Володин
Ирина Лебедева