search

Три мифа о креативности

Лидеры часто называют инновации важными компонентами успеха в бизнесе, а креативность стала самым востребованным навыком.
Почему организациям так трудно стимулировать творческий подход? Причина в глубоко укоренившихся и неочевидных моделях поведения, мешающих компаниям создавать креативную культуру.


Три ложных представления, с которыми важно бороться менеджерам в работе над ее развитием.


Иллюзия продуктивности

Стремление слишком быстро решать проблемы, особенно комплексные, губительно для инноваций: вы становитесь жертвой поспешных выводов. Очень важно уметь им не последовать (это ключевое условие креативности) и продолжать мыслить непредвзято, когда уже есть потенциальное решение. Иногда лучшие решения возникают не на первой или второй встрече, а после долгого инкубационного периода. Мантры вроде «двигайся быстро и напролом» могут помочь подтолкнуть людей к действию, однако могут и возыметь обратный эффект, если вы столкнулись со сложной проблемой. В подобной ситуации, если вы устоите перед искушением найти ответ быстро (и подойти к нему менее творчески), если вы будете подталкивать команду продолжать поиск новых идей, то можете найти более инновационные и масштабные решения.

Чтобы избежать поспешных выводов, команде следует принять «почти окончательное» решение и затем отложить его реализацию и взять дополнительное время на размышления. В этот период каждый должен хорошо обдумать проблему и поделиться идеями. Если за это время команда не сможет найти более удачный подход, то вернется к первоначальному варианту.


Иллюзия интеллекта

Творческое мышление требует больше когнитивных усилий, чем логическое. В нем участвует больше отделов мозга и в левом, и в правом полушарии, и оно предъявляет более высокие требования к рабочей памяти. В этом смысле творческое мышление — навык более высокого порядка. В практическом смысле это означает, что анализировать идею легче, чем синтезировать новую из множества источников.

Когда перед вами потенциальное решение, легче изучить один его аспект и обнаружить причины, по которым оно может не сработать. Если вы уделяете внимание только одной стороне идеи, это также означает, что в рабочей памяти нужно удерживать всего несколько элементов. С другой стороны, когда вы пытаетесь сочетать разные идеи или точки зрения, мозг работает на повышенной скорости, используя и исполнительную сеть, и сеть воображения, пробуя множество комбинаций в быстрой последовательности в поисках решения, которое может сработать. Рабочая память напрягается сильнее, так как во время обработки необходимо удерживать все элементы.

Чтобы помочь команде мыслить более креативно, руководители должны обращать пристальное внимание на то, как проходит обсуждение идей в группах с разнородным составом участников. Следует призывать членов команды развивать идеи друг друга, а не проталкивать собственные. Это не означает, что идеи следует слепо принимать, когда в них есть недостатки. Наоборот, важно рассматривать их без предубеждения, признавать их сильные и слабые стороны и дорабатывать их совместными усилиями, например, по принципу добавления, согласно которому любая критика должна была содержать потенциальное решение.


Иллюзия мозгового штурма

У большинства людей успешное формирование идей ассоциируется с групповой работой. Групповой мозговой штурм кажется более продуктивным не благодаря количеству предлагаемых идей, а благодаря социальному эффекту. Общение с коллегами во время мозгового штурма помогает нам почувствовать себя счастливее, и мы путаем это ощущение с продуктивностью. На практике мозговой штурм по методу номинальных групп, основанный на анонимном генерировании идей, оказывается эффективнее традиционного группового, особенно в многообразных по составу командах.

Выработке идей может мешать блокировка (когда участники не успевают включиться в обсуждение и высказать свою идею), страх перед негативной оценкой, отсутствие психологической безопасности (сложившаяся структура влияния) и социальная лень (когда люди прячутся в группе и не вносят справедливый вклад).

Чтобы сотрудники высказывали больше креативных идей, руководителю следует применять простые инструменты, позволяющие зафиксировать каждое предложение, прежде чем представить их всей группе. Групповые обсуждения должны вестись асинхронно, чтобы члены команды видели идеи друг друга, дорабатывали их и использовали для создания новых идей.


Руководители компаний понимают, что креативность и инновации — необходимая основа конкурентного преимущества. Компании, культура которых нацелена на инновации, могут быть в несколько раз прибыльнее конкурентов. 

Источник: hbr-russia.ru/

Комментарии (0)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Войти
Популярные новости