search

Роботы в клининге

15.08.2023
По информации cleaning robot industry analysis в 2022-2027 гг. рынок роботов-уборщиков будет в среднем ежегодно расти на 23-24%. В качестве факторов, способствующих развитию отрасли, называют замену роботом человека, возможность использования в неудобных и труднодоступных местах, например, при мойке окон, внедрение систем «умный дом», уборку бассейнов. Тормозящим фактором называется стоимость внедрения и относительная дешевизна рабочей силы во многих странах.

Практически у всех крупных зарубежных производителей уборочной техники есть модели роботов уборщиков. Однако если количество типов пылесосов, поломоечных машин, райдеров и проч. исчисляется десятками, то роботы не имеют такого разнообразия. Создаётся впечатление, что это скорее имиджевые проекты. Как правило, это поломоечные машины, роботы-мойщики окон, санузлов. В западном полушарии назовём компании Hako, Karcher, Taski, Cleanfix, Tennant. Их производят в развитых европейских странах, США, Израиле. В восточном полушарии производителями являются Япония, Сингапур, Китай.

В России можно найти информацию о таких компаниях, как Автомикс, Ve Droid (Якутск), Вейбот инжииринг, Robots to Business (Ярославль). Недавно заявила о себе московская компания Яку Роботикс. Попытка подробнее узнать о практической стороне дела путём запросов и обзвонов показала, что якутская компания работу приостановила на неограниченный срок, Автомикс по-прежнему находится в режиме тестирования, а в ярославской компании числится два сотрудника…

Почему фактическое внедрение робототехники идёт так медленно?

В первую очередь производители говорят о замене человека машиной. Так ли это на самом деле? Машина сама не может заменить изношенную деталь, приготовить рабочий раствор. При возникновении внештатной ситуации робот уведомит об этом оператора, но решать проблему будет человек. Так, на объекте, обслуживаемом роботом, всё равно должен находиться специально обученный оператор, подготовка которого будет стоить недёшево. У каждого производителя роботов есть свои «фишки», секреты, которые тщательно хранятся. Таким образом, если у вас есть два робота разных компаний, то понадобятся либо два сотрудника, либо один, пошедший два разных обучения. В любом случае без специалиста не обойтись, и стоить он будет дороже, чем обычный оператор поломоечной машины при гораздо меньшей занятости.

Во-вторых – производительность. Возьмём для примера робот-поломойщик от Клинфикс. Скорость уборки поверхности без препятствий – 1200 кв.м/час. Среднего класса райдер имеет практическую производительность 4000-4600 кв.м/час. Более совершенные модели заявляют о возможности до 16500 кв.м/час (подметально-моечная машина на дизельном топливе). Из этого следует, что на одной зарядке аккумулятора роботом будет убрана 1/3 площади, убираемой райдером. Следовательно, увеличивается износ аккумулятора (тоже недешёвая часть машины). Заявленный отечественный робот «Unit» на одном заряде может работать 6 часов и за это время убрать 4000 кв.м.

клинфикс.jpg

Третий момент – ремонтопригодность. Как уже сказано, каждый производитель хранит свои секреты и не предоставляет покупателю подробную техническую документацию. При какой-либо аварии или даже незначительной поломке придётся обращаться к продавцу. В нестабильной международной ситуации никто не даст гарантии, что завтра эта компания будет работать в стране или осуществлять поставки машин и запчастей. Отечественные ремонтники в отсутствие технической документации будут бессильны.

В четвёртых – цена. Всё тот же Клинфикс (не самая продвинута модель) продаёт своего робота за 7,1 млн.руб. Её же райдер с производительностью 3,1 тыс.кв.м/час обойдётся в 2 млн.руб. Отечественный «UNIT» предлагается за 2 млн.руб. (без дополнительных аксессуаров).

И наконец, пятое и последнее — непредвиденные ситуации. Если при использовании в ТЦ после закрытия, когда клинеры заняты другой работой, а робот не спеша ползает по полу, его применение и удобно и оправдано, то на вокзалах и аэропортах при круглосуточном скоплении людей его и так небольшая производительность ещё сильнее упадёт. И дети, и взрослые любят пообщаться и подразнить роботов, а это в любой момент может создать нештатную, порой критически опасную ситуацию.

N.B. Пионерами в области гражданской робототехники можно считать автомобилистов. Только у лидера, компании Tesla, за последнее время было отмечено 17 аварий со смертельным исходом из-за сбоя ПО. В частности на МКАД автопилот не распознал припаркованный эвакуатор. В результате погиб водитель и двое детей. От подобного сбоя не гарантированы и клининговые роботы. На складах класса «А», где круглосуточно на приличных скоростях работают погрузчики, ричтраки и штабелёры, столкновение с роботом окажется трагичным как для людей, так и для техники.

Пожалуй, самое светлое будущее у роботов-стекломоев, так как скорость там не очень важна, уборщик пока будет занят другими делами, а в соблюдении правил ТБ он не нуждается, не боится высоты и головокружений. Есть неплохие перспективы и у роботов-уборщиков санузлов.

Одна отечественная клининговая компания поделилась положительными эмоциями от использования робота-поломойщика в ТЦ. Их восхитила скорость уборки аж 1200 кв.м/час при необходимости подзарядки каждые 2 часа. Сказано и об экономии 2 тыс.литров воды в месяц, правда, не объяснено, за счёт чего она достигается. Не ясно и в чём заключается экономия и окупаемость. Общий тон публикации – это восторженность от своей причастности к модному течению.

Судя по всему, роботобудущее Земли, описанное писателями-фантастами, пока откладывается.