СРО АКФО совместно с «Деловой Россией» и «Опорой России» подготовили для рассмотрения в Правительстве РФ ряд предложений по развитию отрасли услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации. Предлагается закрепить деятельность по предоставлению фасилити-услуг в качестве самостоятельной отрасли экономики во главе с Минпромторгом в качестве профильного органа.
Одним из основных предложений бизнес-объединений является утверждение Программы развития отрасли клининга на 2021-2024гг, в которой потенциальному отраслевому куратору отводится основная роль по нормативно-правовому регулированию. В числе основных задач регулятора отрасли авторы Программы обозначают подготовку федерального закона о клининге и поправок в законодательство о госзакупках, направленных на исключение налогового демпинга со стороны недобросовестных компаний.
Представители потенциального куратора фасилити-отрасли не поддерживают идею единолично курировать сферу чистоты и технической эксплуатации.
Клининг и фасилити-менеджмент, как и многие другие сферы экономики, являются многоаспектными и многофакторными:
•Недобросовестная конкуренция и высокий уровень занятости — вопросы к ФАСу и налоговой.
•Беспокоит налоговый демпинг — та же самая ФНС должна помочь.
•С неэффективной системой закупок - в Минэк.
•Низкий уровень цифровизации отрасли и преобладание импортной техники и расходных материалов — отраслевые департаменты.
•Государственная система подготовки кадров и квалификационные требования — в Митруд.
А Минпромторг осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бытового обслуживания.
Для повышения прозрачности деятельности и снижения налоговых рисков бизнес готов использовать инструменты саморегулирования, выработанные при участии ФНС, которых достаточно для обеления отрасли фасилити. Для отказа от теневой занятости также разумно было бы снизить уровень социальных налогов, так как высокая налоговая нагрузка на бизнес является существенным стимулом к уклонению от их уплаты.
Общественные организации в своих предложениях делят участников рынка фасилити на два лагеря: «белые» (крупный и средний бизнес) и «серые» или «иные» (малые и микропредприятия). Программой планируется к 2024 году сократить количество участников рынка за счёт «серых» компаний до 3 тысяч организаций и ИП.
Авторы Программы относят к «серому» рынку только компании малого и микробизнеса, модель которых построена на неуплате налогов и социальных взносов. При этом доля таких игроков составляет более 90% от общей численности участников рынка. А «белыми» априори обозначены компании крупного бизнеса. Одновременно в предлагаемом законе «О клининговой деятельности» предполагается установление обязательных требований по допуску на рынок клининга, включая требования к персоналу, а также обязательное саморегулирование, что, по сути, является лицензированием и введением разрешительного порядка ведения деятельности, создающего дополнительные барьеры для бизнеса.
Федеральную Антимонопольную службу также настораживает, что в программе развития отрасли предполагается сокращение числа компаний, работающих в этой отрасли, ведь любые меры по обелению рынка должны приводить к увеличению хозяйствующих субъектов. Согласно целевым показателям, тенденция идёт в иную сторону.
О «налоговом демпинге» как форме недобросовестной конкуренции можно говорить только через призму реального установления факта, свидетельствующего о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения. Введение в правовой оборот дефиниции «налоговый демпинг» выглядит, как попытка безапелляционной дачи оценки поведению налогоплательщика.
Комментарии