0
0
0
Корзина
пуста

Закупка бумажной продукции

25.08.2023
Одним из пунктов договора на клининговые услуги обычно является закупка клининговой компанией (КК) туалетной бумаги и салфеток для рук. Как правило, КК старается либо избежать этой обязанности, переложив её на заказчика, либо принять пункт об оплате этих позиций по факту расхода. Это связано с тем, что точно рассчитать количество необходимых рулонов достаточно сложно из-за ряда субъективных  факторов: погодных условий, психологических факторов и др., а бумага за последнее время значительно подорожала. Только за 2022 год рост составил 33,6%. Найти достаточно приемлемое объяснение этому факту не удаётся. Лес как рос, так и растёт, экспорт древесины в страны, где она сейчас резко подорожала, запрещён, макулатура – она и есть макулатура, бумагу производим сами в достаточных количествах, а она всё дорожает и дорожает…

Небольшая справка. 

В 2008 году в России производилось  1774,19 млн условных рулонов или 12,5 рулонов на человека в год. В 2022 году производство составило 6986 млн условных рулонов или 45 рулонов на человека в год. Всего в изготовлении бумаги занято около 400 предприятий, из них 7 крупных. Примерно 40% туалетной бумаги в РФ делается из макулатуры. По качеству очистки она не отличается от бумаги из чистой целлюлозы. По другим показателям (о них скажем ниже) различий также нет, только несколько снизилась толщина. В 2020 году на 1 кв.м двух-трёхслойной бумаги она составляла 17 гр, сейчас – 16 гр. при сохранении прочности. Для тех, кто по-настоящему озабочен проблемами экологии заметим, что 1 тонна  макулатуры экономит 5 м³ древесины и сохраняет 20-25 деревьев. Западные поставщики российский рынок покинули. Первыми ушли финны (компания Metsa Tissue LLC), а дольше всех продержалась шведская Essity (бренды Tork, Zeva), у которых в России построено 3 завода. Только в июле с.г. они были проданы компании «Новые технологии» и выпуск продукции продолжится. Освободившееся место на рынке быстро заняли турецкие фирмы, прежде всего Hayat.

Если КК не удалось переложить заботу о туалетной бумаге на заказчика, то полезно знать, на какие параметры следует обратить внимание. Производство туалетной бумаги регламентируется ГОСТ Р 52354-2005, требования которого включены в ТР ТС 005/2011. Основными важными показателями качества являются гигроскопичность, растворяемость и гипоаллергенность. Норма впитываемости для 1-слойной бумаги составляет 22 мм. Но у лучших брендов она доходит до 40-70 мм. 
Допустимая растворяемость – до 100 сек., однако для бумаги высшего качества она составляет от 20 до 8 сек. Такая бумага может свободно спускаться в унитаз, не рискуя его засорить. Это, конечно, гораздо более гигиенично и эстетично, чем выбрасывание использованной бумаги в ведро для мусора. Гипоаллергенность предполагает отсутствие красителей и отдушек.

тб.jpg

Роспотребнадзор периодически проводит проверку качества бумаги на соответствие ГОСТу. Отмечается, что наиболее часто встречаемые нарушения – это несоответствие длины содержимого рулона, недостаточная глубина перфорации  и неравномерное качество.
При покупке бумаги из макулатуры обращайте внимание на показатель ECF, который должен быть указан на упаковке. Он говорит о том, что при очистке и отбеливании сырья не использовался хлор.

Единых рекомендаций по выбору бумаги нет, поскольку это фактор достаточно субъективный. Свои требования могут быть у заказчика. В зависимости от держателей приобретается бумага в рулонах или бобинах. Некоторые производители выпускают бумагу в пачках под дозаторы. Стандартная упаковка содержит  200-250 листов.
Наиболее сложной является выбор слойности. Если у заказчика есть конкретные указания, то вопрос решён. Есть такие, которые предпочитают исключительно 4-слойную бумагу! А если нет, то как правильно выбрать? С математической точки зрения впитываемость 2-3 слойной бумаги в несколько раз выше, чем однослойной. Однако есть ещё психологический фактор. Практика показывает, что  потребитель всё равно отрывает более длинный кусок бумаги, чем это необходимо. По данным одного из зарубежных производителей стандартного 25-метрового рулона хватает на 42 пользователя. При заправке рулона в дозатор его хватает на 80 посетителей.

Таким образом, существуют значительные трудности контроля за расходом. Такой контроль можно обеспечить установкой диспенсеров. В зависимости от особенностей объекта существует целый ряд специальных дозаторов. Есть дозаторы антивандальные, дозаторы с замком. Уже из названий видно, для чего они предназначены. Для контроля расхода больше всего подойдут сенсорные: они максимально гигиеничны и безопасны. Достаточно поднести руку к  фотоэлементу и получить определённого размера бумагу. Такие дозаторы есть как для рулонной,так и для бумаги в пачках. Как правило, они снабжены ещё и замками во избежание хищений. Также регулирует и более простой диспенсер с вытяжкой.

А напоследок давайте улыбнёмся.

Эту реальную историю рассказал представитель одной из компаний-производителей туалетной бумаги и произошла она на выставке КлинЭкспо, где предполагается присутствие исключительно профессионалов. Итак, идёт презентация различных видов продукции. По окончании представитель одного из очень крупных клиентов вдруг задаёт вопрос: «Почему при таком большом ассортименте вы ничего не сказали о многоразовой туалетной бумаге?» (пауза по Гоголю).