0
0
0
Корзина
пуста

О состоянии рынка клининговых услуг

22.03.2023

Друзья! 

Как гласит известная мудрость: есть два пути взаимодействия с полученной информацией и действий в сложившейся ситуации - либо принимать как данность, либо менять. Та самая мудрость заключается в том, чтобы суметь отличить одно от другого. И этот вывод каждый сделает для себя сам в меру своей настойчивости и смелости. А мы лишь приведём данные, полученные в ходе своего рода скрининг исследования отрасли клининга.

Итак, 5+ интересных фактов:

  •  3+ млн м2 различных площадей (без учёта жилых помещений) обслуживается контрактным клинингом
  • 2,5+ млн человек занято в отрасли в целом
  • 5300 - количество юридических лиц
  • 420 млрд рублей - выручка предприятий отрасли по данным ФНС (2021г). При этом на долю ОСНО приходится 349,4, а на УСНО - 70,1.
  • 30+% целевая суммарная налоговая нагрузка по НДС и РСВ участников рынка.
Среди участников рынка (Москва, МО и Санкт-Петербург) из 3737 компаний 97,4% являются МСП. Их выручка составляет 248,5 млрд или 73,5% от общей выручки по региону. Крупные предприятия составляют 2,6%, их выручка - 89,4 млрд или 26,5%.

Как складывается стоимость клининговых услуг:

1. расходы на оплату труда (Зарплата персонала, премии, компенсации, налоги на ФОТ (НДФЛ), взносы в ОМС, ФСС, ПФР)

2. расходы на оборудование, инвентарь, расходные материалы и спецодежду (Поломоечные машины, роторы, промышленные пылесосы, крупная техника (тракторы, погрузчики и т.д.), протирочный материал, инвентарь для уборки, тележки и прочий ручной инвентарь, химия и расходные материалы для уборки, а также эксплуатация, ремонт и аренда оборудования и транспортных средств)

3. подрядные работы (Стирка, химчистка, ковросервис, вывоз снега, вывоз мусора, дератизация, дезинсекция, альп. работы, мех.уборка и пр.)

4. продажа ТМЦ и непрофильных услуг (Материалы для санузлов (туалетная бумага, бумажные полотенца и пр.), противогололедный реагент, посадочный материал для озеленения, грунт прочие товары хозяйственного назначения (урны, ершики и т.д.), аренда грязезащитных ковров, товары и услуги для ароматизации помещений и пр.)

5. накладные и прочие расходы (Затраты на АУП, аренда офисных и складских помещений, страхование имущества, гражданской ответственности, налог на имущество и пр.расходы на СОУТ (новые объекты), охрану труда и промышленную безопасность, расходы на банковскую гарантию и обеспечение заявки, транспортные расходы и пр.)

6. налог предприятия (в зависимости от системы налогообложения).

Доля начисляемого ФОТ в структуре затрат клининговой компании составляет 40-50%. 33400 р - среднеотраслевая заработная плата в месяц (2021г) в категории "Услуги по чистке и уборке". 

Среднеотраслевая заработная плата персонала по регионам:

1. Москва - 53440 р

2. Санкт-Петербург и МО - 39150-39180р

3. Нижегородская, Самарская области, Республики Татарстан, Башкортостан, Новосибирская область, Краснодарский край, Свердловская область - 22000-26400 р по возрастанию.


Средний рост по позиции ФОТ за 2021 год составил 22%.

Основными заказчиками клининговых услуг являются федеральные сетевые компании и другие коммерческие заказчики. На их долю приходится примерно 60% всех закупок. Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ составляют остальную часть - по 20%.

Основные проблемы отрасли:

  •  высокий уровень теневой занятости (влияет на безопасность объектов и социальную незащищённость сотрудников)
  • недобросовестная конкуренция засчёт налогового демпинга
  • низкий уровень маржинальности
  • низкий уровень цифровизации (модули управления продажами и контролем за персоналом, роботизация, автоматизация процессов уборки и т.д.)
  • отсутствие возможностей для технологического развития отрасли
  • низкий уровень квалификации персонала и дефицит трудовых ресурсов
  • отсутствие уборочной техники, оборудования и инвентаря российского производства.

Инфляция в отрасли:

Сравнительный анализ закупочных цен по ряду позиций (расходные материалы, химия, инвентарь и оборудование) за период 2020-2022 показал рост в среднем на 30%, при этом больше всего подорожало вафельное полотно (на 86%), а меньше всего - мопы и средства для мытья полов (на 20%).

Основными причинами повышения стоимости являются:

  •  Рост цен на сырье (хлопок, пэт-гранулы, химические компоненты) и энергоресурсы
  • Изменение экономической политики Китая (приняты новые меры по контролю за энергопотреблением, как следствие, многие отрасли сократили выпуск сырья)
  • Рост тарифов на перевозки и страхование грузов
  • Повышенный спрос на дез.средства (по распоряжению РПН в период пандемии Covid-19)

Рост цен на услуги специализированных подрядных организаций, привлекаемых фасилити операторами по контрактам, составил от 10% до 20%.

Рост цен на подрядные работы:

  • Ковросервис подорожал на 18,5%
  • Альпработы - 10,2%
  • Дезинфекция, дезинсекция, дератизация - 17,6%
  • Вывоз ТБО - 20,8%.
В целом инфляция привела к росту стоимости клининговых услуг на 18,77%.

Промежуточные результаты проекта обеления отрасли:

  •  Среднеотраслевая налоговая нагрузка по РСВ и НДС сегодня составляет 15% против 3% на старте проекта
  • Формирование отрасли на институциональном уровне (произошла консолидация отрасли, сформированы отраслевые объединения, налажен диалог с государством)
  • Крупные заказчики осведомлены о рисках сотрудничества с неблагонадежными подрядчиками и начинают проявлять должную налоговую осмотрительность при выборе поставщиков фасилити услуг.
Итак, что из этого мы примем как исходные условия задачи, а что возьмём на вооружение для собственного развития? Например, вырвать лакомый кусок у подрядчиков? А можно попытаться закрыть одну из ниш отечественного производства? Однозначно повезло производителям вафельного полотна.