Как обучить сотрудников? Составьте образовательный маршрут.

24.02.2022

В связи с последними изменениями на рынке труда, в особенности в условиях пандемии COVID-19, дефицит квалификации и навыков мировой рабочей силы быстро нарастает. В прошлом году эксперты Всемирного экономического форума подсчитали, что устранение этих пробелов может привести к росту ВВП на $6,5 трлн к 2030 году. В то же время мир перегружен обучающими материалами. Какой же способ лучше всего подходит, чтобы обеспечить ваших сотрудников именно тем контентом, который поможет им развить навыки, необходимые для устранения дефицита компетенций в вашей организации и достижения ею долгожданных коммерческих успехов?

Для большинства фирм ответ на этот вопрос — составить обучающий маршрут, то есть сформировать определенную последовательность образовательных ресурсов (часто — полученных из разных источников) для выработки необходимых навыков и поведенческих моделей. Корпоративные образовательные системы — платформы для обучения через обмен опытом (Learning Experience Platforms, LXP) и системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS) — в работе с пользователем тоже опираются на принцип обучающего маршрута: научитесь этому и сможете делать то.

Лучшие из образовательных маршрутов гармонично объединяют разносторонние материалы в единые, целостные, содержательные и познавательные циклы, которые помогают добиваться важных изменений в профессиональной и личной жизни. Худшие из них (встречающиеся гораздо чаще) добавляют мусора в и так уже засоренное море корпоративного контента и только запутывают и разочаровывают учащихся.

Рассмотрим ниже, как формировать подобные ресурсы и как мотивировать людей отправляться в увлекательные познавательные путешествия, которые помогут им не только расширить горизонты, но и добиться большего в карьере.

Как выбрать направление?

Какие именно образовательные маршруты нужны вашей организации? Ориентирами могут послужить релевантные внутрикорпоративные данные: сведения о поисковых запросах, бизнес-приоритеты, материалы по анализу трендов и будущих потребностей в навыках, а также должностные инструкции. В дополнение к этим источникам побеседуйте с вашей целевой аудиторией и узнайте, какие пожелания высказывают сотрудники и какие трудности у них возникают. Продолжайте задавать вопросы, пока не дойдете до коренных причин этих трудностей.
 
Предположим, что коллега сказал вам: «У меня не получаются презентации». Вместо того чтобы броситься создавать обучающий маршрут по оформлению презентаций или сторителлингу, копните глубже, чтобы понять, в чем заключается фундаментальная причина проблемы. Спросите: «Как вы готовитесь к презентациям?», или «Какие у вас ожидания по поводу презентаций?», или «Как вы себя чувствуете перед презентацией и во время нее?» Возможно, вы убедитесь, что коренные причины затруднений вашего коллеги — неуверенность в себе и установка на отсутствие изменений. Это поможет вам построить маршрут, который приведет его к цели. 

Некоторые из выявленных запросов и направлений с учетом срочности и полезности можно сделать приоритетными, чтобы скорее достичь максимального обучающего эффекта в команде.
В то же время постарайтесь не ограничиваться традиционным корпоративным мышлением: должность, выполняемые обязанности и должностные инструкции — это еще не все, люди гораздо многограннее и разнообразнее своих корпоративных отражений. Если искать идеи, как побудить кого-то учиться, только на основании должностной инструкции, большого успеха это не принесет. Попробуйте более свободный подход, который позволит вам зажечь воображение коллег. Используйте силу заголовков, визуализируйте потенциальный успех после освоения навыка, выделите достаточно времени на изучение материала.

Эффективные маршруты

Чтобы маршрут был полезным, его структура должна соответствовать его назначению. Вы четко понимаете цель маршрута? Для кого он? Какая у него задача — обучить, проинформировать, вдохновить или что-то еще? Можно ли расставить его части в логической последовательности, которая расскажет учащемуся историю, доступную его пониманию? Удалось ли вам составить правильный набор источников, в котором есть и интересный контент, чтобы привлечь внимание в начале курса, и материалы для углубленного изучения и закрепления полученных знаний? Эти элементы дополняют друг друга или некоторые из них создают ненужное дублирование? Соответствует ли общая длительность маршрута задачам адресатов и смыслу программы?

Источник: hbr-russia.ru