У
Убирай.рф
31.08.2024 14:55:17

Первый кейс по налогам от юриста УБИРАЙ.РФ

Прошло грандиозное мероприятие «Один день из жизни города» в Сочи. Кто побывал на нем - почерпнул массу новой полезной информации и контактов.

Мне по итогам этого мероприятия хочется поделиться двумя историями. Первая – о том, как клининговая компания неверно выбрала структуру своего бизнеса, что привело к баталиям с ФНС России и печальному завершению. Вторая – как клининговая компания успешно противостояла потребительским «террористам» и защитила свой имидж.

Начну с налогов. Я в ходе своего выступления в Сочи говорил о том, какие есть риски у любой организации, и какие требования выдвигает налоговый орган к оформлению повседневной операционной деятельности. Тем более стоит учитывать, что последние несколько лет отрасль клининговых услуг является объектом пристального внимания налоговой службы. Клининг - это прежде всего сфера деятельности, где человеческий ресурс является основным. Такая структура, при честном ведении бизнеса, влечет высокую налоговую нагрузку, которая может доходить до 20-30 процентов от выручки. Естественно такое положение дел порождает соблазн использования различных схем ухода от налогов. Кроме того, конкуренция на данном рынке, также вынуждает многих собственников искать схемы снижения налоговых платежей, потому что вполне закономерно, в борьбе за заказчика выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену.

Чтобы наиболее иллюстрировано подать проблему, разберем её на конкретном примере.

Итак, в Пермском крае работало и процветало некое ООО. Множество госконтрактов, работа с крупными торговыми сетями региона… В целом всё было хорошо, до момента встречи с налоговым органом.

В ходе проведенной выездной налоговой проверки ООО было доначислено 172 млн. рублей (и это еще сумма без учета штрафов и пеней) - налог на прибыль организаций в сумме 8 734 611 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 89 330 821 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 10 183 560 руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 55 889 360 рублей.

Согласитесь, такие претензии пошатнут большинство организаций, если их оборот не позволит с легкостью уплатить такие доначисления.

Какие же претензии предъявила ФНС?

С точки зрения ФНС лица, контролирующие ООО умышленно создали группу подконтрольных и взаимозависимых индивидуальных предпринимателей. С ИП заключались формальные договоры на оказание услуг по уборке, которые фактически выполнялись самим обществом, либо иными лицами. Такое дробление бизнеса позволило соблюдать установленные лимиты для применения упрощенной системы налогообложения и пользоваться налоговыми льготами.

Налоговый орган в своей работе не очень разнообразен и доказательственная база была абсолютно шаблонная. В ходе проведенных мероприятий налогового контроля, с привлечением сотрудников правоохранительного блока, были получены базы данных 1С и основная финансовая документация; проведены допросы сотрудников; использована информация с сайта компании где указано, что Общество оказывает услуги в нескольких регионах РФ и является единым; регистрация новых ИП сопровождалась появлением нового крупного заказчика; ИП регистрировались на родственников, друзей, либо «приближенных» сотрудников. Также, я абсолютно уверен (хотя и лично Решения налоговиков не видел), налоговый орган использовал прочие «шаблоны» в виде отсутствия деловой переписки, совпадение адресов, телефонов, IP-адресов при сдаче бухгалтерской отчетности и многие другие.

Допросы сотрудников — это вообще отдельная тема. В ходе их проведения как раз и начинает сыпаться вроде хорошо организованный бизнес, поскольку как правило сотрудники не знают, что они работали от каких-то иных юридических лиц или ИП, не могут назвать где именно фактически они оказывали от их имени услуги и т.д.

В ходе судебных баталий Общество пыталось аргументировать свою модель бизнеса тем, что финансово-хозяйственные отношения с ИП обусловлены наличием общей деловой цели и ведением бизнеса по территориальному признаку. Все организации и ИП осуществляли деятельность самостоятельно и не являлись участниками схемы уклонения от уплаты налогов. Также звучал довод о том, что налоговый орган не учел фактической необходимости относительно численности работников, так как при уборке магазинов использовалась специальная техника для уборки, что не требовало большого количества сотрудников.

Из практики такие доводы не слышит ни налоговый орган, ни судьи. Тем более, когда эти доводы разбиваются допросами сотрудников и прочей финансово-хозяйственной документацией полученной в ходе проведения проверки.

Как итог - налогоплательщику не удалось убедить в состоятельности своих аргументов. Решение обжаловалось в вышестоящий налоговый орган, однако по результатам были отменены лишь незначительный суммы. 23 декабря 2023 года Арбитражный суд Пермского края оставил без удовлетворения требование налогоплательщика о признании недействительным Решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 15 мая 2024 года 17 Арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Конечно у налогоплательщика есть возможность дальше бороться в кассационной инстанции и даже дойти до Верховного суда… но лично мне даже без ознакомления с материалами дела, только на основании информации изложенной в решения суда в успех верится с трудом.

Какие типичные ошибки допущены и как этого не допустить?

Когда собственник бизнеса выбирает ту или иную модель он руководствуется исключительно одной целью – извлечение прибыли. В плане контроля за законностью и правильностью оформления операционной деятельности безусловно в организации присутствуют юрист (хотя и это не всегда) и бухгалтер. Бухгалтерия как огня боится налоговиков и всегда отвечает на все их требования, не задумываясь о том, что запрашивают и зачем… Даже высоко квалифицированный юрист, работающий в штате очень редко может помочь в борьбе с налоговым органом, поскольку в своей повседневной деятельности он не сталкивается с такими проблемами, и у него нет необходимого опыта.
Действия налоговиков в целом очень хорошо прогнозируются. С целью минимизации рисков или выявления уже существующих можно заранее провести чек-ап своего бизнеса и привлечь для это специалиста. Выявления негативных «маркеров» позволит упредить или минимизировать финансовые потери, провести реструктуризацию бизнеса.

Ну и самое последнее… Стоит не забывать, что доначисление налогов в крупном размере также влечет уголовную ответственность, а это уже проблемы другого характера и с большим объемом.

Если Вы предполагаете, что у налогового органа могут возникнуть вопросы или просто хотите провести check-up структуры Вашего бизнеса на предмет выявления возможных рисков, то можете обратиться ко мне или любому профильному юристу.

Я являюсь юристом-судебником, а также профессиональным налоговым консультантом (включен в реестр Института профессиональных бухгалтеров России), при необходимости проведу первичную консультацию, проведу более углубленный анализ на предмет выявления возможных рисков или окажу сопровождение при налоговых проверках.

Для связи:
Тел. +79052405862Логвиненко Егор
Эл.почта: Egor.logvi@yandex.ru.

Логвиненко Егор
Юрист отраслевой платформы «УБИРАЙ.РФ»

Комментарии

Написать

Похожие новости

22.06.2025 11:26:26

Франшиза в клининге УК Современные технологии, возможности и перспективы.

Технологические франшизы — один из самых быстрорастущих сегментов рынка, объединяющий инновации и проверенные бизнес-модели. В условиях цифровизации и автоматизации спрос на такие решения растет, открывая новые возможности для предпринимателей. Выступление на Форуме Один день из жизни города Захара Субботина, Управляющий директор УК "Современные технологии" направление клининг.

22.06.2025 11:04:20

Эффективный стандарт рождается только в диалоге. Наука дает доказательную базу, практика приземляет идеи до работающих решений.

Диалог между научным работником и разработчиком Профессиональных стандартов и ГОСТ Зворыкиной Татьяной Ивановной, Председатель ТК 346 «Бытовое обслуживание населения» д. э. н., профессор, академик РАЕН и практиком, Тимофеевым Романом, Экспертом в области гостиничного сервиса и аутсорсинга в HoReCa, Основателем и CEO аутсорсинговой компании «Импара» (Москва, СПб, Краснодар, Сочи), Основателем Академии сервис-персонала «Импара», Председатель Союза развития и поддержки предпринимательства «РОСТ» (г. Санкт-Петербург).

О разработке профессиональных стандартов в индустрии чистоты.

1. Обсуждение актуальности стандартов

2. Разрыв между теорией и практикой

3. Внедрение инноваций

4. Бизнес и государство

5. Обратная связь от «поля»: Ножками нужно ходить: ваши черновики стандартов иногда слишком академичны.

6. Итог: каким должен быть идеальный стандарт?

Резюмируем: нужен баланс между наукой и практикой?

Да! 3 ключевых принципа:

1. Конкретика – минимум абстракций, больше чек-листов и фото.

2. Гибкость – не «делайте только так», а «если бюджет мал, вот альтернатива».

3. Обучаемость – стандарт должен сам «учиться» на основе ваших исследований и нашего опыта.

Предлагаю создать рабочую группу: вы – с кейсами, мы – с методологией. Через месяц протестируем новый вариант на реальном объекте?

Договорились!

Ключевой вывод: Эффективный стандарт рождается только в диалоге. Наука дает доказательную базу, практика – «приземляет» идеи до работающих решений.

У
Убирай.рф
16.06.2025 10:27:30

Легальная оптимизация налогов в клининге возможна?

На форуме «Один день из жизни города» ответил на этот вопрос, а также рассказал, что АРУК удалось сделать за год, Рябичев Юрий Владиславович, вице-президент НП «ОПОРА», генеральный директор Группы компаний «ПРИМЕКС».

Налоги в клининговом бизнесе: проблемы и решения.

Клининговый бизнес, как и любой другой, сталкивается со сложностями в налоговом учете. Основные проблемы связаны с выбором системы налогообложения, документальным оформлением, кадровыми вопросами и проверками.

Прогнозировать изменения в законодательстве сложно, но в сфере клининга можно ожидать появления некоторых нововведений. Среди них, например, ужесточение контроля за выплатой зарплат — борьба с «серыми» схемами продолжается (зарплаты в конвертах, неофициальные работники). Также мы наблюдаем рост проверок ФНС и трудовой инспекции. Что делать? Оформлять сотрудников официально, использовать ИП/самозанятых для части работ. Если в нынешних условиях контракты становятся несовместимыми с жизнью бизнеса, есть еще вариант: искать новые технологические решения, внедрять их на объектах и вступать в диалог с заказчиком с точки зрения экспертности.

18.04.2025 10:34:08

"ОПОРА РОССИИ" в очередной раз проводить ежеквартальный налоговый мониторинг.

Уважаемые коллеги! "ОПОРА РОССИИ" в очередной раз проводить ежеквартальный налоговый мониторинг.

Для дальнейшего конструктивного обсуждения налоговой политики с центральным аппаратом ФНС необходимо получить от Вас максимальную обратную связь!

Прошу поучаствовать в опросе и максимально широко распространить по Вашим коллегам https://forms.gle/YZdgzWsmmdrFbX7L6 .

Учредитель и Генеральный директор компании «Дженель». Создатель программы «Математический клининг»....
28.03.2025 10:49:21

Черный список заказчиков клининга.

Клининговые компании в работе встречают угрозы со стороны заказчика, что компанию внесут в черный список контрагентов. Клининговая компания больше не заключит контракт с этим заказчиком. Запрет бывает действует на конкретный промежуток времени или навсегда. Заказчики ставят в запрет компании, по отношению к которым сами виноваты.

Два года назад компания ООО «Дженель Стафф» оказывала услуги «Корпорации АНД» по уборке территории прилегающей к «Лайф Арена» во время строительства комплекса. В момент запуска комплекса шел сильный снег, и заказчик умолял не подвести, выводить дополнительную технику. «Дженель» выполнила их просьбы. Затем у АНД происходят смена руководства на объекте и с нами расторгают контракт и не оплачивают выполненные и подписанные работы.

ООО «Дженель стафф» обратилось в суд. АНД как могли затягивали суд, дошли до Арбитажа. Эпопея длилась 9 месяцев. Суд мы выиграли, деньги получили с неустойкой.

Через год участвуем в тендере у «А101», которая теперь входит в тот же холдинг что и «Корпорация АНД» и нас не пропускает СБ. Причина наши выигранные суды с ООО «Амфион».

Задаю вопрос коллегам: «Не пора ли и нам создать «черный список» компаний и некоторых персон заказчиков?»

Вопрос по поводу персон не случайный. Прошедшим летом работали с известной строительной компанией. «Дженель» помыла 5 объектов. На трех нас благодарили, на одном со спорами, но платили, на пятом объекте выбивание денег превратилось в эпопею. Деньги получили, но проблемы создавали не на уровни компании, а конкретные персоны. Причина, по-видимому, была в том, что не «заносили». Винить компанию и заносить в черный список неверно. Конкретного персонажа в черный список занести бы стоило.

Подобная ситуация и с другой строительной компанией. На одном объекте нас обманули, на другом работаем до сих пор. Работать со строительными компаниями непросто. Бюрократия создает сложности. Но, когда еще и отдельные личности ведут себя непорядочно, контракт где работают такие пассажиры заключать опасно. Потом они еще переходят из одной организации в другую. Стоит следить за перемещением этих людей и сообщать коллегам и руководству компаний.

Возможно, список где-то ведется. С радостью добавлю от себя информацию. Если нет, предлагаю завести «черный список». Клинеры тоже не ангелы и информация в списке может быть не совсем точной. Но, всё равно, помотреть в такой список я бы хотел прежде чем участвовать в тендере.

Напишите, пожалуйста, у кого есть такой список – обменяемся. Напишите, что думаете по этому поводу.

ru en de zh fr